Судовые кабели относятся к специальным высокотехнологичным комплектующим изделиям, к которым предъявляются высокие требования по надёжности и долговечности. Кроме того, кабели должны обладать пожарной безопасностью, стойкостью к механическим и электромагнитным воздействиям, стойкостью к воздействию дизельного топлива и масел, морской воды, гидростатического давления, вибрационных и ударных нагрузок, а также других факторов, связанных с условиями эксплуатации.
Характерной особенностью судовых кабелей является очень широкая номенклатура, поскольку практически все группы кабелей, которые применяются на суше, требуются для современных судов, в частности:
- кабели для систем силового электрооборудования;
- кабели для систем контроля, управления и передачи данных;
- кабели для сигнализации, связи и передачи информации;
- кабели и провода для бытового электрооборудования.
Институт ПрАО «УкрНИИКП» и завод ООО «Азовская кабельная компания» занимают лидирующее положение среди разработчиков и производителей широкой гаммы кабелей для судостроения и кораблестроения различного назначения на рынке стран бывшего СССР.
Пожаробезопасные судовые безгалогенные и огнестойкие кабели нового поколения исполнения «нг-HF», «нг-FRHF», «нг-LS», «нг-FRLS», серийно выпускаемые заводом с 2004 года по
ТУ 31.3-00217099-009-2003 «Кабели судовые» (разработчик УкрНИИКП), высоко зарекомендовали себя у проектантов судового электрооборудования и в монтажных организациях, как изделия высокого технического уровня и качества.
Для удовлетворения растущих требований заказчиков по номенклатуре, конструкциям и параметрам судовых кабелей, новых редакций Правил Регистра судоходства и стандартов международной электротехнической комиссии (МЭК), УкрНИИКП, совместно с Азовской кабельной компанией, в 2010 – 2011 годах был выполнен комплекс инновационных мероприятий и перспективных работ, направленных на совершенствование и развитие данной группы кабелей.
По результатам работ разработано изменение №5 к ТУ 31.3-00217099-009-2003, где зафиксирован ряд существенных технических новаций.
Срок службы кабелей увеличен с 30 до 35 лет, а минимальная наработка – со 100000 до 130000ч.
В качестве альтернативы импортным материалам были исследованы и внедрены в конструкции кабелей современные отечественные безгалогенные композиции Винтес для изоляции, заполнения и оболочки, а также слюдоленты ЛОК-840 для огнестойкого барьера, что позитивно скажется на сроках изготовления заказов и на себестоимости продукции.
Значительно вырос ассортимент продукции, количество основных марок судовых кабелей по ТУ 31.3-00217099-009-2003 возросло с 38 до 102, а число модификаций и марко-сечений кабелей в настоящее время составляет более 20000.
Для облегчения монтажа кабельных линий с малыми радиусами изгиба кабели могут поставляться с жилами 5-го класса гибкости, в том числе в луженом исполнении.
Потребителей наверняка заинтересуют новые силовые и контрольные кабели с многослойными экранами (экран по жилам и одинарный либо двойной общий экран) для повышения электромагнитной совместимости и эксплуатационных характеристик систем частотно регулируемых электроприводов.
Предлагаются кабели в резиновом исполнении для применения во взрывоопасных средах и в искробезопасных цепях, в которых предусмотрено индивидуальное и общее экранирование электрических цепей с обязательным бронированием кабеля.
Ассортимент продукции дополнен востребованными кабелями парной (триадной) скрутки с резиновой изоляцией с разными вариантами экранирования и бронирования для систем передачи данных, управления и сигнализации. Для всех кабелей парной (групповой) скрутки имеется исполнение с электромагнитным индивидуальным экраном пар в виде оплетки из медных проволок (ранее был предусмотрен только электростатический экран пар из пленки, фольгированной алюминием).
Для морских нефтедобывающих комплексов, плавучих буровых установок и стационарных платформ предложены особые модификации кабелей стойкие к буровым растворам и специальным минеральным маслам.
Следует также выделить гибкие кабели для подвижных и переносных токоприемников в оболочке из безгалогенной морозостойкой резины, разработанной институтом.